"ИЩУ ЧЕЛОВЕКА…"
…Я принципиально ненавижу,
на дух не переношу животное,
которое зовется человеком, хотя
питаю самые теплые чувства к
Джону, Питеру, Томасу и т.д.
Джонатан СВИФТ
В наш век - в диковинку человек.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес
Честно говоря, для меня был всегда очень важен вопрос: "Кто я? И кто меня окружает?" И вроде бы, есть шаблонный ответ на него: я -человек, и окружают меня тоже люди, "человеки". Но если более глубоко копнуть, то понимаешь, что не все так просто. Кто, например, сможет прямо сейчас сходу взять и ответить: "Что такое человек? Кто такие люди?" Думаю, мало кто. Ведь здесь не подойдут ответы, взятые из энциклопедий, учебников, заумных книжек. Они столь изощ¬ренны, сложны, а часто просто однобоки и так далеки от жизни, что сам порой этому удивляешься. Смыл вопроса-то: "Как Вы определяете в своей повседневной жизни, кто человек, а кто - нет? Как лично Вы в своем быту приходите к выводу, где люди, а где - нет?" И поставленный именно так вопрос о человеке очень практичен - ведь люди предпочитают общаться и строить отноше¬ния именно с людьми, а не с кем-то еще. Поэтому с вопросом, кто такой человек, мы сталкиваемся не только ежедневно, но и много раз на дню.
Для человека нет и не может
быть ничего ближе человека.
Максим Горький

КТО ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК?
Явно, что в обычной жизни подав¬ляющее большинство людей не руководствуется определениями, данными человеку биологией, физиологией, социологией, психологией, антропологией, философией и тд. Да и зачем они в этом вопросе, если хочешь именно влюдях разбираться, а не блеснуть где-то своей эрудицией? Мне даже было бы обидно, если бы кто-то отнес меня к человеку только изза того, что я прямоходящ, у меня две ноги, две руки, определенного объема мозг, я умею разговаривать и тд. Как-то все это несерьезно, внешне, искусственно. Ведь здесь ничего не говорится про мое "я". Это простое описание морфологических признаков индивида Homo Sapiens. И хотя подобные определения очень научны, тем не менее, лично меня они не устраивают. Ты вдруг понимаешь, что и без изучения этих наук, например, любой деревенский житель, может определить - человек я сам или нет, а мои друзья - люди или нет. Коротко говоря, чтобы разобраться в человеке, не надо быть особо образованным в какой-то академической отрасли знания, не надо для этого и читать много заумных книг. Необходи¬мо что-то другое? Но что…
Наверное, в первую очередь надо быть самому человеком... "Вот тебе и раз! - подумает кто-то, - Это же какой-то замкнутый круг получается!" Но здесь не может быть другого варианта. Как говорится, рыбак рыбака видит издалека, подобное притягивается к подобному и т.д. Если Вы хоть в какой-то мере человек, то значит, сможете различать: где люди, а где нет… (Если нет - то что ж поделаешь? В этом случае Вы сможете видеть и различать что-то другое. Я знаю людей, которые, например, могут с первого раза сразу заметить, что кто-то не дотягивает ноту "до" во второй октаве. И также знаком с теми, кто может очень быстро и безошибочно определить, где человек ведет себя "правильно" - то есть морально и нравственно, а где просто по-негодяйски...) Но самое главное, если Вы человек, то сможете различать, где Вы сами действуете по-человечески, а где по-свински (или как хомяк, например ). Странная вещь, но есть люди, которые не могут даже в себе различить, где они на самом деле говорят, а где хрюкают, блеют, лают… Но при этом они умудряются еще судить про окружающих, мол, те такие-то сякие-то… (Но это тема отдельного разговора.)
Так вот, чтобы определять людей ("человеков") и тех, кто ими не является, надо быть самому хоть чуть-чуть человеком. Тут заметна прямая пропорция: чем в большей мере ты сам человек, тем в большей мере ты можешь видеть проявления человека в окружающих. И здесь не важно вообще - прочитали Вы много книжек или нет, пять у Вас высших образований или ни одного. Можно быть и начитанным негодяем, а можно быть и неграмотным в академическом отношении челове¬ком. Одно другому, как говорится, не мешает.
Сам же "Человек" - это, конечно, качества. И количество этих качеств. Именно количество того или иного качества всех нас в итоге и отличает. Ни один разумный человек, не будет отрицать, что человек - это не просто особенное тело, не просто особенная деятельность, не просто специфические способности. Многие великие умы прошлого и настоящего приходили к выводу, что человек представлен, прежде всего, своими качествами. Именно качества делают нас счастли¬выми или несчастными, привлекательными для окружающих или отталкива¬ющими, хорошими или плохими и т.д.
Помните, как один из античных философов ходил днем с зажженнымфонарем по городу, и когда его спросили, что он делает, просто ответил: "Ищу Человека…". Но вокруг народу было уйма - полноя рыночная площадь. Кто-то подумает: "Он что так прикалывался?" Действительно - зачем же он искал человека? Каков критерий был в его поиске? Несомненно, он искал определенных качеств, которые только и делали "двуногих животных" людьми. Ну что ж, видимо было мало в его эпоху людей - может, сейчас что-нибудь изменилось?...
А что же такое качества? Качества -это главное проявление жизни чело¬века. Качества - это наше отношение к миру, себе, людям. В изоляции мы практически не можем проявить ни одного из своих качеств. Качества проявляются только в наших отношениях. Например, мы можем быть отличным специалистом в какой-то области, знать досконально какой-то предмет, но люди нас не будут любить и уважать. Потому что при этом мы будем плохим человеком. Вывод прост: чтобы быть человеком, а тем более, чтобы быть человеком счастливым, надо обладать определенным набором качеств. Какие же они?
У каждого из нас свои представления о "настоящем человеке". Поэтому все мы поставим разные акценты на том или ином качестве: кому-то нравятся смелые, кому-то умные люди, кому-то сострадательные, кому-то добрые, кому-то ответственные... да мало ли кому что нравится. Но все ценят в человеке то или иное качество. И каждый так или иначе чувствовал это. Что в итоге оценят в нем не его благосостояние, неего понты, а его самого - качественный он или нет. (Кстати, как вы думаете, почему люди не особо ценят китайские вещи? Ведь они такие доступные и де¬шевые. Просто у них низкое качество. Также и с людьми, так же в отношениях с нами)
Бывают люди, которые
отвратительны при всей
безукоризненности своего поведения,
потому что она в них есть следствие
безжизненности и слабости духа.
Белинский В. Г.
"БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ!"
И здесь возникает одна проблема. Мы понимаем, что ценят в итоге наши качества, но нередки ситуации, когда у человека с рождения не развито какое-то хорошее качество (или несколько качеств). И по этой причине он не может его проявить в отношениях с окружающими. Поэтому, заметив это не соответствие, люди стараются эти качества демонстрировать. Заметьте, не развивать их в себе, а именно демонстрировать. Люди всегда предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления.
При этом качества в нас, естесственно, не появляются. Мы лишь тренируемся делать вид, что они у нас есть. И как выдумаете, мы демонстрируем, что у нас просто есть какое-то качество? Нет, мы начинаем их выпячивать, красоваться, показывать и доказывать окружающим, что у нас "это есть". (Что со стороны особенно смешно для опытного взгляда!) И тут в ход идет все: любая мелочь берется навооружение, - начиная от выражения нашего лица, внешнего вида и заканчивая нашим поведением, поступками. Все ставится на службу тому, чтобы окружающие раз и навсегда поняли, что мы крутые, продвинутые, короче - "реальные" пацаны и девчонки.
Люди - притворщики.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес
Что ты есть в этом мире: то,
что ты думаешь о людях,
или то, что люди думают о тебе?
Бучарский Ю.В.
Каков ты есть - таким и должен
быть, И от себя никак уйти
не можешь!
Иоганн Вольфганг Гете
Так, например, в школе, колледже и вузе, где я последовательно отучился, у меня сформировалось понимание, что в обществе ценятся яркие неглупые люди с лидерскими
качествами, жизнерадостные, смелые, острые на язык, разбирающиеся во многих вещах, короче говоря -"продвинутые". Но сам я по своей природе мало подходил под все это. И тогда я стал подстраиваться под этот образ, вживаться в него. Как подстраивались и вживались многие из моих ровесников. Это была великая игра на свое окружение, на свой класс, свою группу, а в итоге на все общество, на знакомых и незнакомых парней и девчонок, в которой, мы (будучи более или менее искусными актерами) то выигрывали, то проигрывали с перемен-ным успехом. Кто-то продолжил играть дальше (и продолжает это делать и поныне), а кто-то задумался: живет ли он по-настоящему или просто хочет соответствовать чьим-то ожиданиям?
К счастью, я был среди тех, кто задумался. Для меня в один прекрасный момент стало проблемой: на самом ли деле я такой, каким преподношу себя в обществе, или я всего лишь комедиант, играющий чью-то роль? В процентах 60-ти я не мог дать себе на первую часть вопроса положительного ответа. А со временем, когда я становился все более честным с самим собою, этот процент еще больше увеличился. Я постепенно подходил к необходимости признания того, что я всего лишь актер… Правда актер, который уже не отличает себя от маски - так сказать, болезнь перешла в запущенную стадию...
И это меня всерьез забеспокоило. Я вдруг пришел к выводу, что мне надо (просто очень важно) раз и навсегда признаться в первую очередь себе, что я не крутой, а скорее наоборот - тупой, что я трус, что я очень посредственный и стереотипный, а во многих отношениях закомплексованный… нет, не человек -а "человечеГ".... Короче, не совсем приятный субъект -подленький, слабенький, эгоистичный и гадливый. Список можно было бы продолжать и дальше. И знаете, я не испытал особого разочарования в себе: ведь где-то внутри для меня это не было
новостью. Но мне было, конечно, жаль, что довольно много моего личного времени и моей сознательной активности было направлено, мягко говоря, не на то.
И еще... Мне вдруг стало обидно, что я пытаюсь прожить чужую жизнь. Мне стало обидно, что человек, старающийся "быть на высоте", на самом деле никогда таковым не был. Обманывая других, я не заметил, как начал обманывать себя! Но вместе с этим я ощутил сильное желание развить в себе что-то на самом деле стоящее, подлинное, настоящее. Что-то такое, что уже никогда не потерять, то, что сделало бы меня Человеком, Человеком с большой буквы. И, очень вдохновленный увиденным в себе, я начал действовать… Сначала помаленьку, несмело и нерешительно, но затем набирая обороты, увеличивая силу и скорость движения.
Превосходная должность -
быть на земле человеком.
Максим Горький
Человек определяется
не только прирожденными
качествами, но и приобретенными.
Иоганн Вольфганг Гете
Человек часто скрывает свою
сущность, иногда ее подавляет и
очень редко преодолевает.
Фрэнсис Бэкон
КАК В СЕБЕ РАЗВИТЬ НУЖНЫЕ КАЧЕСТВА?
Теперь у меня вопрос к читателю: "Как Вы думаете, откуда берутся в человеке качества? Почему
какой-то человек предстает в своих или чужих глазах как трусливый, лживый, изворотливый, подленький? А кто-то может быть смелым, отзывчивым, негордым, надежным?" Ответ предельно прост - потому что первый не ощущает ценности того, что могло бы его сделать смелым, честным, прямым, а второй чем-то обладает, что делает его таким. Что же есть у второго человека, что его делает так не похожим на первого? И тут мы упираемся в ценности человека. Почему?
Есть один секрет: за каждым нашим качеством стоит один и тот же механизм - невозможно быть смелым, честным, добрым, прямым, решитель¬ным, отзывчивым, если быть таким незачем, нет того, ради чего таким можно (или нужно) быть. Что я имею в виду? Дело в том, что ни одно качество не существует само по себе. Невозмож¬но просто захотеть быть, например, смелым, добрым - и сразу стать им. Необходимо предварительно что-топоменять в своих ценностях! Наши ценности дают нам определенные качества.
В детстве и юности я смотрел фильмы с Брюсом Ли, Чаком Норри-сом, Шварцнеггером, Сильвестром Сталлоне, потом их сменили Джет Ли, Джеки Чан и другие. И смотря на этих киногероев, я думал, что я не только могу, а просто должен стать таким же. (Где-то внутри шевелилась даже робкая мысль: а может я уже такой - просто про это еще никто не знает? :-) И я удивительно остро ощущал, что только так, как эти герои, именно так, я должен действовать сам! Я прямо чувствовал, что мы с ними "одной крови". Но фильмы заканчивались, я шел во двор… и почему-то не получалось у меня быть более решительным, более смелым и благородным, чем я был в действительности. Я был тем, ктоя есть на самом деле. Хотя очень часто это было нелогично, неправильно, а иногда и аморально, но я не мог с собой ничего поделать. Все зная и понимая, я был бессилен что-то изменить в себе. И мне пришлось сделать для себя неутешительный вывод: наша природа не изменяется только по одному нашему решению. Необходимо что-то еще. Что? Я стал искать…
Кто-то согласится со сказанным выше (да, мало понимания как надо себя вести для того, чтобы так действо¬вать в реальной жизни) и подумает, что для появления (а правильнее сказать -проявления в нас) того или иного качества просто необходимы время и усилия… И тоже ошибется… Потому что даже время и усилия здесь не помогут -поскольку их будет мало. Почему? А вот почему…
Итак, я стал искать механизмы, (законы, если хотите), применение которых бы изменило меня, улучшило бы мои качества. Но сколько бы я не тренировался в секциях и не накачивал мышцы, сколько бы не посещал разные занятия и курсы по психологии, мои качества по-прежнему не изменялись. Зато очень быстро и существенно изменялись способности - и физические, и психические. Уже за несколько месяцев занятий бодибилдингом по системе Джо Вейдера моя фигура приобрела более мужские очертания, и потому я стал себя увереннее чувствовать в обществе. Многие люди стали меня даже побаиваться! (Замечая этот факт моя гнилая часть ликовала, а человеческая - начинала стыдиться.) Но я сам не изменялся никак - лишь мое тело стало для кого-то более привлекательным, а для кого-то более настораживающим. Не более чем! Умные же книжки по психологии и соответствующие психологические курсы сделали меня более информированным о том, как развести людей на то, что я лучше, чем есть на самом деле, - то есть, как еще более профессионально сыграть ту роль, про которую я уже говорил выше. Благодаря изучению психологии, я очень быстро научился притворяться, манипулировать людьми, обманывать их - своим поведением, словами, жестами. Но сам я по-прежне¬му не менялся. И (хотя, конечно, гораздо реже, чем раньше) в жизни все равно проис-ходили ситуации, когда я понимал, что я мягко говоря "ацтой". Но я уже был "ацтой" не простой, а обученный скрывать от всех, кто он, играть роль крутого - как своим телом, так и своими речами и "ужимками".
Несмотря на произошедшую благодаря моим усилиям смену моего положения в обществе к более
лучшему, чем оно было, я по-прежнему чувствовал внутреннее неудовлетворение. Я понимал, что снова играю не свою роль, и рано или поздно это вскроется со всеми вытекающими отсюда последствиями. Да и самому уже было как-то неудобно: мол, опять стал строить замки из песка, сам себе врать, что куда-то движешься, прилагаешь усилия, чтобы измениться, время ценное тратишь, а не развиваешь в себе настоящего Человека. Тогда я снова огляделся… Мое вдохновение измениться в очередной раз поколебалось-поколебалось - и опять стало сильным. И я начал в очередной раз анализировать свои ошибки…
Когда человек не знает, к какой
пристани он держит путь, для него ни
один ветер не будет попутным.
Сенека
Что толку грести в привязанной к берегу лодке? Будут, конечно, затрачены и время, и силы - но это ровным счетом ни к чему не приведет. Также как и занятия в секциях и клубах мало что могут поделать с нашими качествами Почему? Да потому что по-прежнему нет почвы для развития качеств Человека, по-прежнему нет той искры, которая их зажгла бы. Только неопытный человек (или тот, кто никогда и не пытался изменить свою природу, свои качества) думает, что качествами личности можно управлять рассудком, рационально (поэтому, чтобы измениться надо изучать теорию психологии), или качества может изменить просто какая-то внешняя деятельность (поэтому надо ходит в клубы и секции: походишь -и качества сменятся.) Это далеко не так!
Наши качества и их жизнь иррациональны. Только до какой-то степени можно стать смелым, терпеливым, благородным, решительным, ответственным, лидирующим и тд., управляя собой разумом или помещая себя в определенную деятельность. Что-то конечно изменится. Но это будут не настоящие качества - это будут лишь действия по определенной схеме, отработанные приемы поведения, внешняя имитация качеств, а в итоге -опять игра. Задача-то изменить природу - а не пытаться избавиться от ее симптомов. А наша настоящая природа проявляется только тогда, когда мы не готовы, когда складывается критическая ситуация... Вот что-то произошло! И раз - появилась наша первая реакция на происходящее, еще нами даже не осознанная, не отфильтрованная разумом, не понятая нами -правильная она или нет. Это и есть реакция наших настоящих качеств. Наши психические и физические тренировки на нее мало влияют!
Смелость, доброта, надежность, умение дружить - это не логические схемы, не интеллектуальные выкладки и тем более не выработанные шаблоны поведения. Это наша истинная неподдающаяся нашему контролю наша же природа! У кого-то она развита, а у кого-то нет, и тренировки тут мало помогут. Приведу пример. В жизни человека есть осознаваемые и неосознаваемые им процессы. Много ли Вы думаете о том, как Вам правильно осознанно управлять сокращениями своего сердца, работой своих почек, перевариванием пищи? Нет. Нам нет нужды думать про это. Все происходит само собой. Потому что это естесственно! Это природа физиологическая, а есть природа психологическая. В ней тоже все происходит само собой. Мы лишь можем осмыслить происходящее, но управлять этими процессами очень сложно… Например, многим людям не надо долго думать: обмануть им Вас или нет, они сделают это автоматически, и это само у них так получится. А кому-то наоборот - надо прилагать усилия, чтобы соврать, но говорить правду для них "легко и приятно". Вот такая бывает разная природа у нас. И контролировать ее в некоторых случаях, конечно же, необходимо. Но результат от этого будет минимальный: природа-то сама не изменится - мы лишь сдержим ее. Таким образом, качества проявляются в нас сами собой. Как же их тогда изменить? Повторюсь, качества могут проявиться только ради чего-то! Что-то должно вызвать к жизни - наши доброту, смелость, решительность и тд. И это что-то есть то, что ценно для нас! Ради своих ценностей каждый из нас может свернуть горы, проявить себя с самой лучшей стороны, если задето то, что для него самое ценное. Ради, например, отношений с дорогим человеком в нас пробуждается то, что не пробудится ни при каких других факторах.
Приведу еще один пример, имеющий место быть в реальной жизни. Жил-был один мальчик. Мальчик как мальчик. Таких миллионы. И он часто получал во дворе от старшаков. И практически никогда не давал им сдачи. Почему? Не важно… И вот однажды отец отправил его в магазин за продуктами и дал ему рубль (дело было еще в СССР-овские времена). Как только вышел наш герой из подъезда, его сразу же встретили "старшие товарищи по играм" и "предложилиотдать им всю имеющуюся у него наличность". В принципе, ситуация была не нова - ни для них, ни для
мальчика... Такое уже бывало не раз. И близилась стандартная развязка недолгой беседы -надо было отдавать деньги… Но только вот не стал пацан отдавать данный отцом рубль, зажал его в кулачке -и дал отпор «юным рекэтирам» как мог. Его конечно же побили, но деньги он так и не отдал. Вернулся домой парень побитый, но счастливый, рассказал все своему отцу, и тот был одновременно обрадован и растроган поступкам своего сына. Мальчику-то был дорог не сам рубль, не то, что его постарались обобрать, а он, мол, крутой не дал, а то, что это был отцовский рубль. Были дороги для нашего героя отцовские отношения, был дорог для него отец, и ради этого мальчик рискнул… Выслушав сына, отец сказал: "Я рад, что ты понял, откуда берутся настоящие смелость и храбрость - они берутся из того, что ценно для тебя! Помни это и продолжай развивать свои качества!" Вот такая история…Следовательно, если нет для нас в жизни ничего ценного, то и качества наши никогда не проявятся. Если же есть что-то ценное, ради чего мы готовы рискнуть, то будут и качества, соответствующие выбранной ценности. В итоге наши ценности - и есть та искра, та благодатная почва, которые дадут развиться качествам Человека.
Если, например, для Вас ценна справедливость, то Вы не мешкая проявите смелость при защите слабого, если для Вас ценно счастье других, Вы легко проявите сострадание к попавшему в беду, и тд. Для того же чтобы развить в себе те или иные ценности необходимо общаться с теми людьми, которые интересующими Вас ценностями обладают. Только не надо забывать, что ценности есть разные: есть ценности животного, а есть ценности человека. Имея первые - мы и проявим качества животного, а имея вторые - сможем быть людьми. Но это уже тема, которая будет представлена в следующем номере нашего журнала.
ПЕТР ИСАЕВ
